21.12.2018

Особенности и технологии в работе концертмейстера (баяниста) в ансамбле народного танца.

Концертмейстер
«Образцового» хореографического ансамбля «Русь» МАОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки
Трошин В.М.

    Много лет проработав в различных творческих коллективах (в том числе и хореографических), исполняя сольные пьесы в концертах и, имея возможность сравнивать работу в различных музыкальных жанровых направлениях, могу с уверенностью сказать, что работа с танцорами – это особый, довольно трудный вид деятельности для музыканта. Даже если очень музыкант – виртуоз впервые приступает к работе в хореографическом коллективе, он вряд ли успешно справится с такой работой, и это не его вина. Необходим опыт. В музыкальных учебных заведениях этому не учат. «Может быть, в консерватории надо что-то подправить ?...» Эта шутливая фраза известного сатирика в данном случае весьма актуальна.
    Одна из проблем (особенностей) – это музыкальная подборка для занятий классическим танцем. Из концертного репертуара баянистов почти ничего для этого не годится. Надо искать произведения, делать их аранжировки для «класса».
    Очень важно понять и запомнить, в каких темпах исполняются те или иные классические движения. В основном это непривычно медленные темпы. Например, большинство известных вальсов, полек играть и слушать невыносимо, если их играть в требуемых для «класса» темпах. Нужно искать именно те вальсы, для которых медленный темп является «родным». Что касается полек, то я, играя «класс», некоторые из них «обрабатываю»: чуть-чуть усложняю фактуру, ритмический рисунок, меняю тональности, регистры. Конечно, не обязательно играть только вальсы и польки - главное, чтобы исполняемая музыка была красивой и интересной, особенно это важно в детском коллективе.
    Ещё одной особенностью является то, что исполнять музыку приходится так, как если бы музыкант играл «solo» на концерте. А ведь считается, что это – аккомпанемент. Часто приходится форсировать звук, если играешь какой – либо быстрый народный танец с хлопушками, дробушками… В связи с этим, хочется отметить другую особенность: балетмейстер может заниматься с танцорами разучиванием и отработкой всевозможных движений («дробушек», «вращений» и т.д.), при этом концертмейстер должен играть народную мелодию много раз без перерыва. Понятно, что повторять всё время одно и то же - не годится (опасность «отупения»). Надо импровизировать: делать модуляции, варьировать тему, но так, чтобы мелодия оставалась узнаваемой.
    В заключении хочу процитировать важную на мой взгляд фразу, которую я неоднократно слышал в Гнесинском институте, будучи студентом: «Не делайте музыку невыносимой!» Я взял себе это за правило. Рекомендую это и коллегам.

21 декабря 2018