СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА ДЕТЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
Руководитель «Образцового» хореографического ансамбля «Русь» МАОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки,
Халилулина Н.В.
Образцовый хореографический ансамбль «Русь» — коллектив с 41-летним стажем, имеющий свои сложившиеся традиции, методы, принципы воспитания и обучения.
За время существования ансамбля свыше 1000 детей прошли в нем школу эстетического воспитания. Не смотря на это, педагоги коллектива неустанно ищут все более совершенные формы, методики и подходы к содержанию работы со своими воспитанниками.
Так чем же достигается сохранность контингента детей Образцового хореографического ансамбля «Русь», какие методики и основополагающие принципы явились базовыми в данном (конкретном) направлении деятельности педагогов нашего коллектива?
ЦЕЛЬ:
- сохранить контингент детей результативной педагогической деятельностью педагога;
- сформировать модель взаимодействия системы РЕБЕНОК – АНСАМБЛЬ – СЕМЬЯ на примере деятельности педагогов хореографического ансамбля «Русь».
ЗАДАЧИ:
- определить содержание и этапы предлагаемой работы;
- выявить критерии эффективности данной деятельности;
- создать модель взаимодействия;
- ребенок – коллектив/ансамбль - семья с целью творческо –социально-психолого-педагогической и профилактико-коррекционной работы с ребенком.
ГИПОТЕЗА:
- эффективность и качество проводимых мер по сохранности контингента детей педагогической деятельностью педагога будет возможна, если руководствоваться принципом единого подхода к подростку (ребенку) со стороны семьи, школы и педагогов хореографического ансамбля «Русь»;
- проводимая работа будет качественна, если воспитывать и формировать у детей навыки здорового образа жизни;
- предлагаемые меры среди детей и подростков будут наиболее действенны, если руководствоваться принципом индивидуального подхода в коллективном воспитании.
ПОКАЗАТЕЛИ:
- духовный микроклимат ребёнка;
- характер отношений между членами семьи ребёнка;
- отношение членов семьи ребёнка к его занятиям в хореографическом ансамбле «Русь»;
- цели и задачи самого ребёнка, являющиеся движущей силой посещения Конкретного коллектива учреждения дополнительного образования детей.
Планируя успех в данном направлении деятельности педагогов Образцового хореографического ансамбля «Русь» и достижении поставленных целей мы используем:
- знание особенностей социального, психического, возрастного развития детей; групповое, коллективное, межличностное общение;
- через информативную функцию способствуем духовному и практическому обогащению личности знаниями, умениями, навыками;
- используем внутреннее физиопсихическое состояние ребёнка, которое в нужный момент помогает выработать диалог со своим внутренним «Я»;
- выявляем педагогически запущенных детей; создаём благоприятные условия для развития личности;
- осуществляем патронаж семей – участников ансамбля «Русь»;
- принимаем активное участие в расширении круга общения участника ансамбля;
- стараемся создать условия для всестороннего развития личности;
- проводим различные оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, как с детьми, так и с родителями, при их раздельном и совместном участии;
- проводим как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей по возникшему у них вопросам;
- применяем в своей работе методы, тормозящие развитие отрицательных и стимулирующие развитие положительных качеств личности;
- оказываем помощь в социально-педагогическом обследовании ребёнка, поскольку школа и другие спец. учреждения не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию о ребёнке в её полном объёме;
- учитываем позиции ребёнка как активного субъекта организации работы с ребёнком; от авторитарной педагогики перешли к педагогике сотрудничества;
- создаём для личности обстановку успеха, доброжелательности; анализируем каждый этап, результаты деятельности ученика. Поощряем положительные изменения;
- постоянно отслеживаем пробелы в знаниях, умениях и навыках. Определяем системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;
- стараемся занимать и привлекать каждого ребёнка к участию в проводимых концертах, конкурсах, смотрах и т.д.;
- привлекаем родителей к непосредственному участию в различных областях жизнедеятельности коллектива;
- в процессе контроля, за подготовкой учащихся предоставляем наглядные пособия, помогающие изложить суть изучаемого материала;
- при изложении новой темы стараемся заинтересовать ей ученика (аналогия применение изучаемого материала в дальнейших его вариациях);
- при работе на занятии на начальной стадии даём ряд заданий более простых, менее вариативных, аналогичных ранее выполненных, разбиваем задания на этапы.
Методы и способы воздействия на личность, применяемые в педагогической деятельности хореографического ансамбля «Русь»:
- необходимость взаимного общения делового, товарищеского, доверительного;
- методы коррекции сознания и поведения;
- стимулирование и торможение деятельности личности учащихся;
Побуждение личности к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:
- методы разрешения конфликтных ситуаций личности;
- методы педагогического воздействия;
- методы обращения к воле и поступку личности.
Принципы работы педагога хореографического ансамбля «Русь» для сохранности контингента детей:
- Видеть в каждом воспитаннике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
- Создавать такую обстановку обучения, общения, труда, в которой каждый воспитанник чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к себе.
- Исключать принуждение, а также всякое выделение недостатков ребёнка. Понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранить их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка.
- Организовать атмосферу «успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.
- Учить участника коллектива видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание причастности к своему коллективу и социальному целому.
- Завоевать уважение и доверие воспитанников, для чего относиться к себе самому как личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.