14.05.2019

Креативная психолого-педагогическая технология как основа оптимизации учебно-воспитательного процесса детских хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Кандидат педагогических наук,
педагог «Образцового» хореографического ансамбля «Русь» МАОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки,
методист МАОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки
Халилулина Ю.Н.

    За последние годы на муниципальном уровне в ведомстве образования сохранена и увеличена сеть многопрофильных и специализированных учреждений дополнительного образования детей.
    Такой положительной динамике роста количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования (далее УДО), способствовала, на наш взгляд, областная целевая программа «Развития образования в Московской области на период 2001-2005г.г.» и, в частности, ее ведущий раздел: «Воспитание и дополнительное образование детей», где воспитание и дополнительное образование рассматривались как интегрированные компоненты системы социально-педагогической практики, реализуемой в целях: усиления государственного влияния на воспитание, образование и социализацию ребенка; создания условий для их гражданского становления, творческого развития и социализации; поддержки семьи в деле воспитания детей; профилактики социальных отклонений среди несовершеннолетних.
    Тем не менее, несмотря на увеличение количественных показателей в сфере дополнительного образования детей, ее качественные характеристики не всегда столь положительны. Изучение деятельности педагогов дополнительного образования в рамках объединений «хореография» учреждений дополнительного образования детей позволило выявить следующее.
    Как правило, прием в детские хореографические коллективы учреждений дополнительного образования детей осуществляется без вступительных экзаменов. Тем не менее, учитывая род деятельности, подразумевающий физические нагрузки, на основе медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятиям хореографией, что, с одной стороны, является положительным фактором (доступность обучения), с другой – учебные группы, в которых ведется процесс обучения, составлены по принципу малокомплектности (относительно смешанные по возрасту (∆max3года) и уровню развития). Относительно небольшая разница (∆max3года) в группе объединения, обусловлена родом деятельности в рамках курса «хореография», подразумевающим физические нагрузки и, соответственно, учет их распределения сообразно возрасту ребенка. При этом уровень врожденных способностей и, как следствие, личностного развития – разноуровневен.
    В этой ситуации педагог сталкивается со многими проблемами, как например, комплексностью рассмотрения темы в рамках одного занятия, необходимостью ведения занятия в одной группе на разном уровне сложности.
    В беседах с педагогами, методистами, директорами УДО выяснилось, что государственные стандарты образовательных программ современного периода для хореографических коллективов УДО – отсутствуют. Отсутствует также четкое определение дисциплин по курсу «хореография», учебный план Министерства образования МО по осуществлению образовательного процесса в рамках деятельности самодеятельного хореографического коллектива. Бесспорно, в настоящее время существуют и авторские, и адаптированные образовательные программы, однако государственная образовательная программа была издана еще в 1986г., и, соответственно, не отвечает запросам и требованиям современной социокультурной ситуации.
    Анализ учебно-методической литературы системы дополнительного образования для социальных педагогов, классных воспитателей, тренеров-преподавателей в настоящее время показал ее острую недостаточность. Это особенно заметно на фоне множества разнообразных учебных и наглядных пособий, программ, методических разработок, предназначенных для педагога-предметника общего среднего образования.
    Непосредственное наблюдение за деятельностью педагогов дополнительного образования в рамках УВП самодеятельных хореографических коллективов УДО позволяет констатировать отсутствие постоянной структуры урока, способствующей системному комплексному развитию воспитанников, оптимизации самостоятельности применения имеющихся у ребенка ЗУН.
    Перед разучиванием танца, зачастую, педагоги не прибегают к элементарному педагогическому методу рассказа, посредством которого можно обрисовать общую характеристику танца: историю его возникновения, характерные особенности музыки и пластики, если речь идет об элементах народной пляски – характерных чертах, культуре, традициях и быте народа; если танец относится к группе историко-бытовых – сообщить о времени, когда он появился, о стиле исполнения, этикете тех лет, элементах костюма, влияющих на движение танца и т.д., тем самым не развивая мотивацию познавательной деятельности обучающихся.
    В большинстве случаев, практические занятия педагогов базируются лишь на традиционном методе обучения танцу. Педагоги, за редким исключением, не применяют инновационные методы развития креативного и ассоциативно-пластического мышления. Занятия основываются на схеме технического запоминания движений или элементов композиций, хотя иногда, само название народного танца подсказывает педагогу ассоциативно – пластическое действие, совершаемое в том или ином этюде, концертном номере. Так, например, в русском танце «Утушка» пластической основой являются движения птицы, и при разучивании движений на этом материале, необходимо прибегнуть к образу птицы.
    Таким образом, анализ посещенных занятий показал, что обучение в рамках самодеятельных хореографических коллективов не направлено на развитие личностных структур, самоуправляющих механизмов, способов умственных действий, а также творческого развития обучающихся и т.д.
    Комфортные психологические условия для учащихся во многих случаях создаются за счет снижения уровня требовательности к воспитаннику, либо качественного уровня обучения, что также не способствует воспитанию волевых качеств, целеустремленности, самостоятельного целеполагания, самоконтроля, сомооценки, мотивации к деятельности, как неприложного фактора развития личности, индивидуальности каждого ребенка.
    Наблюдения за поведением ребенка во время занятия, выполнением творческих заданий, решением импровизационной или этюдной композиции позволяет отметить невысокий уровень развития креативности ребенка, отсутствие оптимального применения теоретических знаний на практике, психологическую зажатость показа, скованность, отсутствие навыков анализа и сопоставления.
    Зачастую ребенок технично исполняет движения под музыку, не вкладывая в свой жест, движение или позу определенный смысл, который мог бы явиться пластическим образом.
    Творческие работы, выполненные учащимися одного педагога, не отмечены выраженной индивидуальной манерой, имеют сходство в использовании средств и методов выражения импровизационного материала, трактовки и однотипности этюдных композиций. С одной стороны, данное положение можно расценивать как влияние определенной, так называемой «школы педагога». С другой, с учетом объективного уровня выполняемых работ, как метод преподавания, основывающийся на способе подражания, эксплуатации памяти, посредством заучивания программного материала, без использования инновационных способов преподавания, включающих ребенка в самостоятельную поисковую творческую мыслительную деятельность, активизирующих у ребенка потребность в овладении специальными ЗУН, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте, схемы решения способов действий.
    Несмотря на требования «Концепции развития дополнительного образования» о ведущей роли развития личности ребенка в рамках образовательного процесса, анализ образовательных программ самодеятельных хореографических коллективов в большинстве случаев позволил констатировать общую направленность учебного процесса, к сожалению, стремящегося не столько к развитию креативности каждого ребенка, сколько к формированию его профессиональных ЗУН. В подавляющем большинстве программ педагогов дополнительного образования поставленная ими цель, близкая к ведущей цели развития креативности ребенка, лишь декларируется в преамбуле или пояснительной записке. Однако, реального представления в учебном плане о видах специальных занятий или их элементов и методов не представлено. Все пространство учебного плана поглощено узкопредметными темами и содержанием специализированной деятельности.
    Данная проблема, на наш взгляд обусловлена и другим фактором – недостаточной развитостью психологической компетенции педагога дополнительного образования.
    В большинстве случаев, в учреждениях дополнительного образования детей система психологической работы развита минимально, хотя необходимость в оперативной психологической помощи и поддержке, психологическом сопровождении личностного роста и ребенка, и педагога, в гармонизации характеристик их взаимоотношений очевидна.
    Итак, по итогам статистического и сравнительного анализа требований нормативной литературы, предъявляемых к программной и содержательной основе самодеятельных хореографических коллективов УДО, систематизации обширного практического материала, уровня преподавательской работы педагогов дополнительного образования детей, уровня усвоения ребенком программного материала, уровня развития креативности ребенка было установлено: в настоящее время назрела острая необходимость оптимизации учебно-воспитательного процесса УДО.
Данный вывод обусловлен следующими факторами:

  • необходимостью использования обучающе – воспитательно – развивающего потенциала системы дополнительного образования и ведомственной разобщенностью, с одной стороны, а также недооценкой роли дополнительного образования детей органами государственной власти, с другой;
  • формальным описанием образовательного процесса в системе дополнительного образования детей;
  • возросшими потребностями в современной социокультурной ситуации в повышении творческого потенциала ребенка и отсутствием научно-теоретического обоснования технологии его развития;
  • необходимостью развития творческих возможностей личности и неразработанностью критериев творческого развития.

Кроме того, были выявлены следующие отрицательные моменты состояния УВП в самодеятельных хореографических коллективах учреждений дополнительного образования:

  • реальное состояние преподавания в самодеятельных хореографических коллективах не соответствует требованиям, выдвигаемым нормативной литературой к специфике деятельности объединений, находящихся в рамках учреждений системы дополнительного образования детей;
  • высокие требования творческой направленности процесса обучения, выдвигаемые областной целевой программой «Развитие образования в Московской области на период 2001-2005гг.» не подкрепляются методическим и, в том числе, технологическим обеспечением этого процесса;
  • недостаток психологической компетенции педагогов дополнительного образования не способствует развитию конкурентоспособной творческой личности ребенка.

    Как видим, в большинстве случаев основу работы педагогов в самодеятельных хореографических коллективах составляет традиционная модель образования, формальные элементы дидактического комплекса, при которых структура учебной деятельности подчинена формированию индивида по образцу и шаблону.
    Бесспорно, несмотря на негативные характеристики сложившейся ситуации в системе дополнительного образования, также стоит отметить наличие идеи пересмотра содержания УВП в сторону индивидуализации обучающегося, реализации его возможностей и творческих способностей, авторитарная методика постепенно сменяется методикой адаптивной, ориентированной на внедрение личностно-ориентированных технологий, перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности, активизацию деятельности самого обучающегося.
    В этом аспекте, процесс оптимизации УВП, и, как следствие, остро встает проблема использования и разработки образовательных методов обучения, организационных форм обучения и технологий, интегрированных в единую взаимосвязанную непротиворечивую и взаимодействующую систему технологий конструктивной педагогики.
    По мнению И.В. Трайнева, оптимизацию УВП можно определить как направление, обеспечивающее интенсификацию процесса обучения с применением различных методов и средств, всемерную оптимизацию педагогического процесса, педагогическое творчество в общении с обучающимися.
    Согласно концептуальным положениям «технологии проектирования технологий» В.М. Монахова, по сути, каждый педагог, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей (конкретных тем, уроков), являющихся технологической основой образовательного процесса, на которых и получает свою конкретную реализацию любая образовательная технология. Каждый педагог является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, осознаваемых им лишь частично, которые в процессе проектирования технологии находят свое применение; выбор технологии основывается на технологическом подходе к проектированию деятельности образовательного учреждения, отдельного учителя, принципах модульного проектирования УВП и оптимально сбалансированного использования традиционного обучения, воспитания и развития личности ребенка. Эффективность планируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений. Но главное, проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности и оптимальности затрат.
    В нашем понимании, создание технологии – движение от практики, от специфики направленности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, через осмысление сквозь призму теоретических положений психологических и дидактических теорий к формированию технологии как явления, отражающего интегрированное поле взаимодействия субъектов образовательного процесса. В некотором аспекте наше понимание перекликается с мнением С.Д. Полякова о том, что технология – не столько рождение новшества, сколько его развитие и оформление.
    Согласно Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина и др., инновация как элемент дидактического процесса является результатом творческой деятельности, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией.
    В этом аспекте считаем целесообразным рассмотреть категорию «креативная психолого-педагогическая технология» с позиции направленности деятельности педагога к организации УВП.
    Согласно А.В. Морозову и Д.В. Чернилевскому (авторское определение) суть креативной психолого-педагогической технологии заключается в творческом и созидательном подходе к решению проблемы педагогического процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности.
Основой креативных психолого-педагогических технологий (по А.В. Морозову и Д.В. Чернилевскому) являются такие установки, как:

  • партнерство обучающегося и преподавателя в УВП;
  • противоречивый характер учебного материала (обучающийся не усваивает готовые представления и понятия, а из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире);
  • приоритет не знания, а информации (образование рассматривается, как возможность развития способности обучающегося создавать и извлекать знания из полученной информации).

Основой для реализации данных установок являются следующие принципы:

  • личность преподавателя выступает, не только как провозвестник предметно – дисциплинарных знаний, но и как помощник в становлении и развитии личности ребенка;
  • обучающийся переориентируется с результата усвоения полученной оценки на активное взаимодействие с педагогом, одногруппниками;
  • изменение в функциях знаний: знание представляется как системное междисциплинарное обобщение;
  • процесс усвоения носит многообразную форму поисковой мыслительной деятельности, выступая продуктом творческого процесса;
  • выдвижение на первый план социальной природы обучения и развития личности.

    Таким образом, из изложенного выше очевидно, что творческий подход к проблеме обучения представляет собой способ изменения исходной и основной установки профессионального образования, поскольку креативный подход к проблеме обучения предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию и разработку идей, замыслов и проектов. Иначе говоря, одним из аспектов творческой деятельности педагога является его личностное участие в разработке или применении инноваций, позволяющих оптимизировать общую направленность решения задач учебно-воспитательного процесса. При этом креативная психолого-педагогическая технология является одной из методологических основ построения модели инновационной деятельности педагога, ключевое назначение которой заключается в создании условий для самореализации личности воспитанника, диагностики и развития творческих возможностей, авторской позиции, неповторимой технологии педагогической деятельности.

12 мая 2019 г.