16.03.2017

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Концертмейстер
«Образцового» хореографического ансамбля «Русь» МАОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.о. Химки
Краснопёрова К.С.

    Работа музыканта в танцевальном коллективе это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта. Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению — умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Концертмейстер на самых ранних этапах обучения помогает юным танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца, поэтому, наравне с педагогом хореографом в балетном классе работает и педагог музыкант — концертмейстер.
    В процессе обучения танцу огромную роль играет музыкальная основа занятия. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве — прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному освоению учебных задач, развивают у ребят способность ценить в музыке прекрасное. Соединение движений и музыки при обучении является важной задачей. В классе хореографии с детьми работают два педагога — хореограф и музыкант (концертмейстер) и они непременно должны находиться в творческом контакте. Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. Для истинного творчества здесь должны присутствовать атмосфера взаимопонимания, дружелюбия и непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в деятельности учащихся хореографических классов.
    Роль концертмейстера на уроке, заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер — активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики. Хореографические термины — французские. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) — это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) — выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким.
    Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное — научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом — уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.
    В-третьих, так же важно учитывать возрастные особенности групп.
    В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле — необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, концертмейстер должен четко осознавать, что он не является самостоятельным исполнителем, а своей игрой должен помочь глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
    Внимание концертмейстера — внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Подбирая музыкальный материал к занятиям, надо всегда помнить об огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало настоящих жемчужин, немало фрагментов, живо воспринимаемых ребенком.

    Концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться которых на уроке хореографии очень важно:

  1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно выверенный звук учащиеся лучше слушают.
  2. Вся балетная лексика идёт на французском языке — ею приходится пользоваться. Она международная и всеми принята, концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
  3. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале — поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.
  4. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и тд. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности использования их. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.
  5. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть свою импровизацию. Пусть сначала она будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда дети и ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу.
  6. Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен запомнить её так же, как и дети у палки. Полезно схематично записать ритм комбинации.
  7. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков — трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение — одна нота, два движения — две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.
  8. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие — из-за такта.

    Концертмейстер постоянно находиться в поиске, ведь урок хореографии требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка, музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс. Комплекс умений и навыков, комплекс необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанный на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета. Это профессия, требующая творческой самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.

16 марта 2017 г.